Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ

на официальный сайт школы № 1 г.Вельска!

Страничка логопеда

 

Страничка логопеда

 

    

                Речевая подготовка ребёнка к школе.

 

Речевая подготовка ребёнка к школе связана со всеми разделами русского языка.

 

1). Фонетика – правильное, чёткое произнесение звуков речи. К 6-7 годам ребёнок должен владеть отчётливым, правильным произношением всех звуков. Звуко-слоговая структура должна быть устойчивой, без пропусков (добавлений) звуков, слогов, без перестановок звуков или слогов местами. Ребёнок должен чётко дифференцировать понятия звук – буква (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим, пишем и читаем). Например, звуки «к» и «кь», а буква «ка». Поэтому важно не учить ребёнка читать по буквам («эмака» - мак»).

Как правило, родители считают, что если ребёнок произносит правильно все звуки речи, то его речевая готовность к школе закончена. Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушениями звукопроизношения, и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы, часто являются причиной того, что он не успевает по ряду предметов.

 

2). Фонематика -  восприятие на слух звуков речи. (Не путайте фонематический слух со слухом биологическим.) Вот этими знаниями, умениями и навыками должен владеть Ваш ребёнок:

-  фонематический анализ: определение звука в слове (назови первый звук в слове утка, в слове  мак; назови звуки по порядку в слове каша), определение количества звуков в слове; определение места (начало, середина, конец) заданного звука в слове (в каком месте в слове рыба ты слышишь звук б); определение места звука в слове по отношению к другим (какой звук стоит перед звуком т в слове паста);

-  фонематический синтез: составление слова из последовательно предъявляемых звуков (к, о, т -  кот; какое слово получится, если к слову кот на конце мы добавим звук ы -  коты);

-  фонематические представления: нахождение картинки или предмета с заданным звуком, подбор слов с заданным звуком (слово должно быть со смыслом!) и т.д.;

-  фонематическое восприятие: различение и опознавание на слух звуков (повторение цепочек звуков, слогов (ба-па-ба), слов (дом-том-ком)).

Нарушения фонематического слуха ведут к пропуску букв на письме, неразличению твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных и др.

 

 

3). Лексика – словарный запас:

-  существительные (профессии, части целого, обобщения),

-  глаголы (бытовые и профессиональные действия – кто что делает? кто как говорит?),

-  прилагательные (цвет, оттенки, качества),

-  антонимы, синонимы.

 

4). Грамматика – построение словосочетаний, фраз, предложений:

-  словоизменение (предложно-падежные конструкции – употребление предлогов, согласование существительных с прилагательными, числительных с существительными, существительных с глаголами единственного и множественного числа настоящего времени; образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах);

-  словообразование (уменьшительно- ласкательные формы, относительные и притяжательные прилагательные, детёныши животных).

5). Связная речь:

-  рассказ по серии картинок (ребёнок самостоятельно раскладывает картинки в нужной последовательности и составляет рассказ, имеющий все смысловые звенья, чёткие временные и причинно-следственные связи между событиями с грамматически верным оформлением);

-  владение пересказом (ребёнок самостоятельно составляет без нарушения лексико-грамматических норм, полностью передаёт содержание текста, излагает связно и последовательно).

 

Кроме разделов русского языка необходимо обратить внимание на развитие оптико-пространственных представлений и ручной умелости.

Оптико-пространственные представления: знание понятий лево – право, верх – низ, левых и правых частей тела, умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги. Нарушение пространственной ориентировки может привести к зеркальному письму и чтению, неразличению оптически сходных букв (п – т, л – м и др.).

Рекомендуемые упражнения для развития пространственной ориентировки на листе бумаги: графические диктанты, дорисовки правой или левой половинки букв и др.

Развитие ручной умелости (мелкой моторики пальцев рук): умение правильно держать карандаш, ручку; штриховка, обводка, раскрашивание строго по инструкции, лепка, вырезание, пальчиковые игры, выкладывание узоров из бусинок, крупы, мозаики и т.п.

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"